Эко-отряд РДШ «Друзья природы»
Айхо Оксана Валерьевна
Класс: 5-6
Количество часов: 70
Рабочая программа кружка по экологическому образованию для 5-6 классов составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Составлена на основе программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы». М.: Просвещение, 2016. Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров.
Программа реализована в рамках кружка в соответствии с образовательным планом, представляет систему экологических знаний для обучающихся 5-6 классов, рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способность обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Содержание программы структурировано в виде модулей:
Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
Экологическая грамотность: уроки прошлого.
Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
Экономическое потребление: учусь быть взрослым.
Экологическая безопасность в природной среде.
Мой взгляд в экологическое просвещение.
Данная программа является актуальной и востребованной так как:
1. Дает импульс к самостоятельному поиску знаний.
2. Углубляет знания по разделам биологии.
3. Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.
Цель – формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Задачи
• углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
• ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
• формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
• выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.
Планируемые результаты
Результаты программы в 5-6 классах формируются на предметном, метапредметном и личностном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расхода пресной воды, изделий из дерева и др.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и не расточительного природопользования в местных условиях.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажений её смысла;
- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- выполнять проект;
- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознания экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношении к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к не прагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.