Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о специальных условиях для обучения и воспитания, о порядке обеспечения доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях оказания им услуг и дополнительной помощи со стороны персонала учреждения.
Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п.16 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012г. N273-ФЗ.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Наличие оборудованного учебного кабинета, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможнос-тями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены приспособ-ленные кабинеты (места) — педагога-психолога, сенсорный кабинет, физкультурно-музыкальный зал.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальный зал. Проведение занятия по художественно-эстетическому развитию. Проведение музыкальной деятельности, праздников, развлечений. Имеется оборудование для театрализованных игр, разные виды театров, элементы костюмов для игр, для разыгрывания сказок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты.
Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, предназначенное для воздействия на все органы чувств и достижения с помощью него различных целей: расслабления, активации, развития органов восприятия и пр. В данной комнате устанавливаются специальные устройства, которые помогают активизировать центральную нервную систему.
- Зона организационно-методической деятельности (рабочая зона педагога-психолога.
- Зона взаимодействия с педагогами и родителями (зона консультативной работы) (для формального и неформального общения).
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в метод. кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой. Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оснащение образовательного процесса строится в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и способствует качественной организации образовательной работы с детьми по реализации содержания всех образовательных областей программы. Предметная развивающая среда включает в себя современные материалы, игрушки, игровое оборудование, обучающие, развивающие и игровые центры детской деятельности, формируется с соблюдением принципов её построения для каждой возрастной группы: психологической и физической безопасности, дистанции, развивающей направленности, эстетичности, гибкости зонирования.
В детском саду имеются необходимые средства обучения и воспитания (игрушки, пособия, материалы, игры, оборудование, ТСО, компьютерная техника).
Средства воспитания и обучения это совокупность учебно-методических, матери-альных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию воспита-тельно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения и воспитания в детском саду, приспособленные для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- материально-экономические средства: наглядные пособия, оборудование, дидактические материалы, учебно-методические пособия;
- педагогические средства – это методы и формы обучения и воспитания.
При организации образовательной деятельности для ребенка-инвалида созданы равные условия с другими детьми, путем проведения индивидуальной работы.
Специфические принципы:
- комплексный подход к проведению занятий;
- коррекционная направленность образования;
- принцип дифференцированного подхода, который раскрывается в дифференциро-ванном обучении детей в соответствии с их возможностями, проблемами и потребностями.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон: доступно.
Для этого в образовательном учреждении имеются:
- пандус (основное здание МОУ Школа с.Харсаим);
- информационные таблички с изображением необходимой информации (тактиль-ные знаки, таблички);
- на входных дверях на территорию учреждения размещена вывеска с наимено-ванием учреждения, выполненная шрифтом Брайеля на контрастном фоне.
Информация о специальных условиях питания
Питание детей, организованное в детском саду, обеспечивает растущий организм дошкольника энергией и основными пищевыми веществами. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья при аллергической реакции на отдельные виды продуктов, производится замена продуктов в соответствии с рекомендациями врача аллерголога.
При организации питания соблюдаются все физиологические и возрастные нормы в суточной потребности основных пищевых веществ. Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет медсестра, администрация ОУ и бракеражная комиссия по питанию. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду организовано 5-ти разовое питание воспитанников: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин. Питание в детском саду должно сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Все главные принципы организации питания в детском саду реализованы в десятидневном меню, утверждённым руководителем учреждения. Исполнение меню проводится в строгом соответствии с технологическими картами. В рацион воспитанников дошкольного учреждения входят свежие фрукты, овощи. При организации питания соблюдаются все физиологические и возрастные нормы в суточной потребности основных пищевых веществ. Педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневное меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не осуществляется.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В детском саду МОУ Школа с.Харсаим создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. Создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В детском саду созданы безопасные условия пребывания детей, установлены:
- тревожная кнопка для экстренных вызовов;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- система видеонаблюдения.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с действующими СП 2.4.3648-20:
- проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медсестрой которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях;
- раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей;
- в соответствии с рекомендациями ПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В детском саду с целью охраны здоровья обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием и
уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (если такие дети имеются в группах) согласно СанПиН разрабатывается щадящий и индивидуальный режим дня. В режиме обязательно должны отражать время приема пищи, прогулок, дневного сна. Для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (если такие дети имеются в группах) разрабатываются индивидуальные маршруты сопровождения детей с учётом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врачей.
Физкультурно – оздоровительная работа. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разрабатываются на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице).
Охрана здоровья воспитанников включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания воспитанников;
- определение оптимального режима дня;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой;
- прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
- обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду;
- профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольном учреждении;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду не предусмотрен доступ воспитанников, в том числе воспитанников для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Информационная база детского сада оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует официальный сайт МОУ Школа с.Харсаим.
Сайт образовательной организации имеет специальный раздел для лиц с нарушением зрения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ обучающихся, в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ, к ЭОР, к которым обеспечивается доступ, не предусмотрен.
Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педсоветах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах и др.
Для повышения качества педагогического процесса в практике детского сада используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не пре-дусмотрены (конструктивно). Имеющиеся в детском саду технические средства обучения могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в детском саду оборудованием.
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивиду ального пользования:
- программно – аппаратный комплекс «Колибри»;
- интерактивная развивающая панель «Солнышко»;
- программируемые мини-роботы Лого-роботы пчёлка «Bee-Bot»;
- интерактивный логопедический стол;
- учебно-методический комплекс «Профессиум»;
- игровой мультимедийный продукт «Наураша в стране Наурандии»;
- ноутбук.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие отсутствует.
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех воспитанников созданы специальные условия, беспрепятственного входа в здание интерната и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории инвалидов и лиц с ОВЗ:
- есть возможность вызова помощника из числа сотрудников интерната для предоставления услуг по оказанию необходимой технической помощи;
- на входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- сайт образовательной организации имеет специальный раздел для лиц с нарушением зрения.
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособ-ленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие отсутствует.
Спальный корпус – интернат: расположен по адресу с.Харсаим ул. Школьная 5. Здание одноэтажное 2000 года постройки с проектной мощностью 18 мест и общей площадью 425,7 кв.м. Вмещает в себя 7 спальных комнат общей площадью 125,9 кв.м., три игровых
холла общей площадью 62,6 кв.м.
Все имеющиеся объекты подключены к системе теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, имеет канализационную сеть. Учреждение имеет автономный дизель-генератор и пожарный водоем. Площадь земельного участка составляет 8072 м2.
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 28.12.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
Конвенция ООН о правах инвалидов
Конституция РФ
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"
СП 59-13330-2012 (актуализированная редакция «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2016 г.)
Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
СП 118.13330 «Общественные здания и сооружения»
ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС557-р)
СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»